ᐅ Принятие чувств как ресурс жизнестойкости: арт-терапевтическая техника | Надежда МАЙСАК — психолог в Астрахани
Психолог-консультант в Астрахани
Записаться на консультацию!
/ Блог / Принятие чувств как ресурс жизнестойкости: арт-терапевтическая техника

Принятие чувств как ресурс жизнестойкости: арт-терапевтическая техника

Надежда Майсак — 11 сентября, 2014 - 15:47 — Блог

Как вернуть интерес к жизни и стать стойким на пути жизненных трудностей?

Нужно принять себя, осознать собственные скрытые проблемы и потребности. В этом поможет авторская арт-терапевтическая техника «Принятие чувств как ресурс жизнестойкости».

В настоящее время много публикаций посвящено стрессу и стрессоустойчивости, при этом термин «жизнестойкость» только начинает пробивать себе дорогу.

Жизнестойкость (hardiness)

— это способность человека успешно справляться с жизненными трудностями и противостоять ударам судьбы.

Жизнестойкость включает в себя три составляющие, которыми должна овладеть личность, чтобы успешно преодолевать трудные жизненные обстоятельства (С. Мадди):

  • интерес к жизни — активность личности, вовлеченность в отношения с другими людьми (вместо пассивности и отчуждения);
  • контроль над собой и обстоятельствами своей жизни, проявляющийся в ответственности за свои действия в преодолении трудностей, в продуктивном влиянии на события собственной жизни (вместо бессилия, инфантильности, выученной беспомощности);
  • принятие риска — мудрое отношение к жизненным вызовам и «выход из зоны комфорта» (вместо стремления к безопасности и избеганию усилий по преодолению трудностей).

Ресурс

— это средство, способствующие успешному преодолению проблем.

Ресурсами являются запасы мотивации и энергии, отдых и развлечение, находчивость, изобретательность и оригинальность и т.д.

Основными ресурсами человека являются энергия, знания, умения, навыки, его Величество опыт, образование, здоровье, сильные личностные качества, деньги и материальные блага, а также ближайшее окружение, формирующее стратегии совладания личности.

Таким образом, ресурсы — это внутренние опоры для совладания.

Но человеку может не хватать собственных внутренних ресурсов для конструктивного преодоления трудностей, и тогда он обращается за помощью извне.

Актуализации личностного ресурса могут помочь: психологически компетентное профессиональное консультирование, коучинг, групповой психологический тренинг, поведенческие методы и техники саморегуляции (аутогенная тренировка, психомышечная релаксация, медитация и др.), креативные техники и развитие творчества, методы транзактного анализа, приемы арт-терапии (терапии средствами искусства) и пр.

Раскрытию ресурсов человека могут также способствовать естественные способы нивелирования стресса: общение с друзьями и близкими, красивые уголки природы, запахи и звуки, вкусная еда, полноценный отдых и медитация, секс, хобби и творчество, путешествия, субъективно значимые вещи... Так, ношение талисмана, особенно изготовленного своими руками, вызывает чувство спокойствия и, следовательно, может влиять на поведение человека в новых обстоятельствах.

Психологи в индивидуальной или групповой работе с клиентами взращивают субличность ответственного, верящего в себя «Взрослого», усиливают внутреннюю позицию заботливого и критического (контролирующего) «Родителя», а также естественного «Ребенка», умеющего радоваться жизни. В целом, речь идет о восполнении недостающих ресурсов для мудрого решения жизненных проблем.

С целью

  • осознания человеком имеющихся проблем и значимых потребностей,
  • принятия собственных чувств (как позитивных, так и негативных), а также
  • поиска стратегий для преодоления трудностей и обретения ресурсов жизнестойкости

можно использовать технику
«Принятие чувств как ресурс жизнестойкости»

апробированную автором в работе с мужчинами и женщинами разного возраста, социального и профессионального статуса (в частности, на Ежегодном саммите психологов «Технологии успеха» в Санкт-Петербурге в 2012 году).

3 белых листа формата А4, половинку ватмана (или кусок обоев), клей и ножницы, акварельные краски или гуашь, кисти, пастельные карандашики или фломастеры, журналы с картинками, рекламные буклеты таких магазинов, как Магнит, Лента, Стандарт (и другие), прочую полиграфическую продукцию (например, ненужные Вам открытки).

  1. Нарисуйте на альбомном листе красками свои чувства (состояние) в детстве. Расскажите, что происходит на рисунке?
  2. На другом листе — свои чувства (состояние) в подростково-юношеском возрасте. Расскажите, что происходит на рисунке.
  3. На третьем листе — чувства (состояние), которые испытываете сейчас (во взрослом периоде). Расскажите, что происходит на рисунке?
  4. Сфотографируйте все три свои «шедевра».
  5. Порежьте эти три работы на любое количество частей (можно порвать на кусочки разной формы или вырвать лишь значимые образы и символы), а затем наклейте кусочки на половинку ватмана так, как Вам нравится, или как душе угодно, как они «просятся на ватман лечь»... Если уж не захочется клеить все кусочки — сожгите некоторые из них или выбросьте; однако допустимо сделать их нижним слоем работы, тем самым приняв все чувства — они же Ваши! Расскажите, что теперь отражено на рисунке?
  6. Сфотографируйте эту работу, интегрирующую в себе эмоциональные состояния детства, подросткового периода и взрослости. Осознайте все чувства, связанные с прошлыми воспоминаниями и актуальными переживаниями; это обеспечит их принятие.
  7. Полистайте красивые глянцевые журналы, просмотрите прочую полиграфическую продукцию, отберите понравившиеся Вам 3-4 картинки (можно и больше, конечно), вырежьте их, а также слова или фразы, привлекшие Ваше внимание. Прислушайтесь к своим чувствам, доверьтесь своему подсознанию и наклейте эти картинки и фразы на свой «шедевр». (Можно изготовить и что-то объемное, прикрепив его к своей работе, например, конфету, салфетку, коробочку с подарком и др.).
  8. Сфотографируйте заключительную работу. В ней найдут отражение актуальные состояния, эмоции и чувства — как позитивные, так и негативные.
  9. Заключительная беседа по выполненной работе с разбором образов и символов. (Для этого могут использоваться словари образов и символов, практическое руководство по имагогике (от «имаго» — образ), трактовка образов из символдрамы, нумерология, тест Люшера для интерпретации цвета в рисунках и пр. При этом следует обращать внимание не только на классическую интерпретацию образов и символов, но и на их индивидуальное значение для клиентов).

Участница тренинга — женщина, 43 года, учитель сельской школы:

1. Детское состояние. Она рассказывает о жизни в селе, купании в реке и рыбалке; черные птицы напоминают ей об умерших дедушке и бабушке.

2. Подростковое состояние. Клиентка рассказывает о школьной любви с одноклассником, который стал ее мужем. Однако несколько лет назад он умер... (Пронзенное стрелой сердце — стандартный образ любви; холмик и черная туча подсказывают нам переживания, связанные со смертью. Символ горы может свидетельствовать о проблемах во взаимоотношениях с матерью, а коричневый цвет — говорить об отношениях зависимости и психосоматических нарушениях. После уточняющих вопросов узнаём, что на ее руках — больная мать).

3. Взрослое состояние. Любимая семья и работа. (Изображение воды символизирует женскую сексуальную энергию. Черная «стена-туча» справа говорит, что процесс горевания еще продолжается).

4. Коллаж (с использованием частей из всех трёх рисунков). Фрагментарность на коллаже может говорить о дезинтеграции и рассогласовании частей личности, о внутреннем конфликте. Причем черную тучу она наотрез отказалась убирать из коллажа.

5. Коллаж (с дополнительными образами). Здесь актуализировались значимые потребности: чтобы у детей была радостная жизнь, внук и внучка росли здоровыми, чтоб мы все были как одна большая дружная семья (образ тигрицы с тигрятами). Заметим, что картинки приклеены так, что они оказались в центре работы, что говорит об ассоциации частей личности и интеграции «Я».

Другая участница тренинга — женщина, 48 лет, бухгалтер-экономист:

1. Детское состояние. Она рассказывает о жизни в поселке городского типа на Украине. В детстве она занималась спортивной гимнастикой, играла на скрипке, ездила в туристические поездки... Трактовка цвета говорит о состояниях радости, активности и мотивации достижений (красный), об оптимизме, потребности в признании (желтый), в прочной и глубокой привязанности, любви и поддержке (синий).

2. Подростковое состояние. Женщина рассказывает, что отец бил маму, и она в 11 лет выступала ярой её защитницей. Затем состоялся суд о разделе квартиры, после чего отец еще долго не давал им спокойно жить. Развод был длительным и сложным, поэтому этот период связан с сильными переживаниями. Зеленый цвет одинокого листа говорит о волевых качествах клиентки, штриховка — о тревожности.

3. Взрослое состояние. Семь секторов ее солнечного круга говорят о мудрости и духовности. После успешного окончания вуза клиентку распределили в Астрахань; так в 24 года она оказалась в чужом городе. Собственную семью удалось создать не сразу. Она любила свою работу, однако недавно перенесла дорогостоящую операцию на позвоночнике и оказалась безработной...

4. Коллаж (с использованием частей из всех трёх рисунков). Отметим, что на коллаже два крупных символа — лист и «мячик жизни». Их центрация может говорить об интеграции частей личности, о поиске внутренней «точки сборки». Символами оптимистичности являются салюты по углам работы. Похоже, что вокруг жизненного водоворота (мячика) расположены не просто желтые лучи, т.к. они больше похожие на широкие позвонки. В ситуации болезни волевое поведение имеет для женщины особый смысл; она постоянно учится и ищет самоактуализации (зеленый лист направлен вправо, в область будущего).

5. Коллаж (с дополнительными образами). Наклеенные «купюры» — рублевая и долларовая — говорят о материальных затруднениях: чтобы семья не нуждалась, пока дети учатся, муж уехал на заработки в другой город. При этом обучение на различных курсах и активные поиски работы говорят о стремлении найти себя в профессии и внести посильный вклад в материальное благополучие семьи.

Итак, в ходе арт-терапевтической работы выявляются проблемы клиентов, имеет место отреагирование заблокированных эмоций и принятие различных (порой амбивалентных) чувств. Клиенты учатся анализировать символику бессознательного, осознают значимые потребности, у них появляется «вкус к жизни» и особый интерес, связанный с самопознанием и развитием самосознания.

Благодаря арт-терапевтической работе клиенты обретают способности к контролю чувств и саморегуляции эмоциональных состояний, а это ведет к интеграции частей личности, обретению целостности и тождественности (идентичности) как основы жизнестойкости.

Данная статья является переработанным и дополненным вариантом следующей публикации на b17:

URL: http://www.b17.ru/article/21807/

КОММЕНТИРОВАТЬ
Оцените!