ᐅ От модуляции в музыке — к девиации в профессии. История успеха | Надежда МАЙСАК — психолог в Астрахани
Психолог-консультант в Астрахани
Записаться на консультацию!
/ Блог / От модуляции в музыке — к девиации в профессии. История успеха

От модуляции в музыке — к девиации в профессии. История успеха

Надежда Майсак — 12 февраля, 2014 - 14:25 — Блог

Эссе «От модуляции в музыке — к девиации в профессии», занявшее третье место в конкурсе «Истории успеха», который проводился в рамках Ежегодного Санкт-Петербургского саммита психологов «Технологии успеха» (2013 г.).

Опубликовано на сайте «Психологической газеты»http://psy.su/club/uspeh_2013/38/

С детства я мечтала играть на пианино, и, пока инструмента дома не было — «играла» своими пальчиками на обыкновенном кирпичике! Подражала Надежде Максимилиановне Чедия — музыкальному руководителю детского сада, занесенной ударами судьбы в послевоенные годы из Саратовского оперного театра в село Харабали Астраханской области...

В 1985 году я окончила фортепианное отделение Астраханского музыкального училища и поехала по распределению работать в сельскую музыкальную школу, где преподавателей было двое: я и директор ДМШ — аккордеонист Александр Леонидович Кулагин, замечательный человек, посвятивший всю свою жизнь музыкальному просвещению сельских детей!

Для меня любимая работа была доминант-септ-аккордом! Однако он требует разрешения в тонику: даже проказник Моцарт, убегая от отца, нажимал на клавесине доминант-септ-аккорд, и отец уже не мог его догнать, поскольку бежал к инструменту, чтобы сыграть разрешение!

По моим представлениям, тоникой (опорным звуком) для женщины должна стать семья. Я в поисках своей тоники сделала модуляцию своего аккорда и разрешила его в сексуально-красивую, но «не в свою тонику»... По-обывательски это звучит так: вышла неудачно замуж. Зато...

Переехала жить в город Астрахань, получила в Астраханском педагогическом институте высшее образование, прошла переподготовку по психологии, стала работать психологом, сначала с трудными подростками, потом в гимназии с «элитными» детьми, затем в районо и в замечательном Центре человековедческой компетентности педагогов города Астрахани... И воспитывала сына умничкой!..

А любовь к мужчине ждала меня в «Иматоне» 4 ноября 1994 года. Тогда я впервые приехала в заснеженный Питер на обучающий семинар по психоанализу и в первый же вечер познакомилась с мужчиной, который качественно изменил мою жизнь! Он убедил, а я поверила в то, что «по мне плачет» аспирантура, да еще не астраханского, а московского вуза...

В 33 года я поступила в аспирантуру МПГУ и до сих пор думаю об этом, как о чуде! Я обобщила опыт работы с трудными подростками, написала и защитила диссертацию на соискание степени кандидата психологических наук. День защиты был «настоящим праздником подростка», как сказала В.С. Мухина, председатель диссертационного совета МПГУ.

Общение с московской профессурой — Львом Борисовичем Филоновым, Валерией Сергеевной Мухиной и другими учеными — оставило неизгладимый отпечаток! Лев Борисович научил, что к негативным девиациям (преступлениям) приводят зависть, жадность, жестокость, лживость и хитрость! А Валерия Сергеевна приобщила к позитивным девиациям, пригласив на одно из заседаний кафедры Андрея Кнышева, тонкий юмор которого, как спасательный круг, позволяет оставаться на волне жизни! Например, «если вам вскружили голову, трудно заметить, когда свернут шею» — его слова. К тому же, Валерия Сергеевна Мухина замотивировала состояться в профессии на уровне Мастера — как у Германа Гессе в «Игре в бисер»... Сын сказал, что теперь я дружу с трудоголизмом — позитивной девиацией, одобряемой руководством ;)

«Симфония жизни»! Сфера моих научных интересов изменила свое направление, сделав «модуляцию» от подростков к специалистам разных профессий. Теперь я исследую деформации, деструкции и девиации в профессии — личностные, функциональные, коммуникативные. Я завершаю работу над докторской диссертацией о девиациях в профессии, понимая под ними отклонения от социально ожидаемой и одобряемой профессиональным сообществом нормы. При этом я постоянно думаю и о положительно направленной девиации — творчестве в профессии! И теперь не строительный кирпичик, а фортепиано помогает мне в этом. Музыка — мой «бесплатный психотерапевт»!

По секрету вам скажу, что моя любимая тональность — соль-диез минор... Слышали прелюдию gis-moll Сергея Рахманинова?.. Снег искрится, тройка мчится, бубенчики издали звенят и... повороты судьбы, как непредсказуемые русские дороги! Но вдруг я смогу сделать модуляцию в мажорную родственную тональность?.. А в неродственную? Это звучит неожиданно, гораздо красивее и рискованно-опасно!..

Однако, как пишет доктор психологии Павел Трофимович Тюрин, надо стремиться к уходу от монокулярного зрения и обладанию стереоскопичным видением жизни, находя альтернативы между требованиями закона, нравственных норм и конкретно складывающейся ситуацией. В этом состоит гибкая, активная и креативная поведенческая норма, обеспечивающая санкционированные формы поведения. Не случайно доктор медицинских наук, профессор Владимир Давыдович Менделевич, автор одной из моих любимых книг «Психология девиантного поведения», подчеркивает, что гармоничная норма — это сочетание адаптивности, самоактуализации и креативности личности.

Мне очень интересно жить! Я обучалась арт-терапии в моём «Иматоне»! Я обожаю музыкотерапевта Владимира Михайловича Элькина и преклоняюсь перед ним за его продуктивное совладание с жизненными трудностями! Я веду в родном городе тренинги с элементами арт-терапии и не представляю свою работу без терапии метафорой!

В одной из своих книг я обращаю внимание читателей на любимую восточную мудрость: «Когда Бог собирается сделать нам подарок, он заворачивает его в проблему, и чем больше подарок, тем больше проблема». Следовательно, восточная философия учит нас принимать жизненные уроки как подарки. При этом я убеждена, что мы сталкивается с трудностями потому, что нуждаемся в дарах, лежащих в руках проблем! Мне они позволяют извлекать жизненные уроки, которые я могу обсуждать со своими студентами. А вдруг кому-то они покажутся интересными?

Вот они, мои жизненные уроки:

Урок первый: Модуляция в музыке — это интересный творческий поиск красоты неизвестного, а поисковая активность в жизни — это необходимая девиация, и надо быть готовым к тому, что не всегда и не сразу можно прийти к ожидаемой положительной цели! Надо пройти испытания и выдержать их! (Напомню, что «де-виация» дословно означает отклонение «от дороги»: не по той, «по кривой дорожке» пошел).

Урок второй: Задумайся, путник, оказавшись, как в сказке, у камня на развилке трёх дорог: «Не важно, по какой дороге пойти, главное то, что сидит внутри, лишь оно выбирает дорогу» (О. Генри).

Урок третий: Нужно красочно рисовать в голове желанную цель, ведь «строить воздушные замки необходимо, только надо вовремя подводить под них фундамент» (Максим Сатаров, сын моей подруги).

Урок четвертый (и не последний): Если ваш сын или дочь с упоением исполняет детские песенки, купите ему любой музыкальный инструмент. Вдруг ваш ребенок станет доктором психологических наук?!

Майсак Надежда Васильевна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей психологии и психологии развития
Астраханского государственного университета

КОММЕНТИРОВАТЬ
Оцените!